“Salus populi suprema lex est”
Международная общественная организация

1872 - 2017

Russian Physical Society, International

Международная общественная организация Русское Физическое Общество (сокращённо – РусФО, RusPhS) - добровольное объединение учёных, инженерно-технической интеллигенции, изобретателей, предпринимателей для совместной интеллектуальной и научно-практической деятельности в области естествознания, - науки о природе.
Научная цель: построение единой физической картины мира и поиск основной целевой функции человечества.

Барковский Е.В. По закону сохранения энергии




По закону сохранения энергии


Е.В. Барковский

 

Что может быть общего у авиакатастрофы, чернобыльского взрыва, кораблекрушения (в том числе подводного), тайфуна и ... землетрясения? Все эти перечисленные события ведут к гибели людей или - по крайней мере - к большим материальным потерям. Все они, на первый взгляд, малопредсказуемы. Что ещё? Думаю, что эти весьма неприятные явления имеют общую первопричину! Землетрясения, вулканическая деятельность, циклоны, тайфуны, цунами и другие катастрофические явления жёстко привязаны к разломам земной коры. Как ни странно, большая часть катастроф, которые принято относить к техногенным, тоже произошла над разломами. Случайность это или закономерность? И если закономерность, то каков механизм катастроф?

Гравитация «устроена» так...

Одна из нерешённых загадок современной науки - механизм гравитации. Теория Эйнштейна мало что объяснила и далеко не всех убедила. Одна из старейших гипотез связана с частицами, которые «приталкивают» тяготеющие тела, но долгое время никто не предлагал физически корректный механизм, учитывающий законы сохранения энергии и импульса. Около 20 лет назад нам это удалось.

Мы притягиваемся к Земле благодаря тому, что сквозь нас постоянно течёт поток частиц эфира (назовём его «физическим вакуумом», ФВ). Частицы эти очень малы и свободно проходят сквозь кристаллическую решётку, даже сквозь атомы (как известно, радиус орбит электронов огромен по сравнению с размерами и электронов, и ядер), поглощаясь только в случае попадания в ядра атомов.

Расчёты, сделанные исходя из этой гипотезы с использованием законов сохранения энергии-импульса, несложны: изменение массы Земли в единицу времени прямо пропорционально массе протона (как пробного тела), текущей массе Земли и гравитационной постоянной; и обратно пропорционально эффективному сечению протона и скорости света, -

d Mз/dt = 4n·Mp·G·M/Sрэ·с.

Таким образом, чтобы тяготеть, наша Планета должна ежесекундно поглощать (и, очевидно, преобразовывать в горную породу) около 1025 Дж энергии или 100 тысяч тонн массы гравиполя. Это приводит к увеличению объёма Планеты на 1 км3 в сутки. На 500 м2 за тот же срок возрастает площадь поверхности. Рост массы небесных тел приводит и ко многим другим эффектам. Так, радиус орбиты Земли уменьшается за год на 200 метров, а Луны - на 60 см в год. Отсюда следует, что, скажем, за последние 100 млн. лет наша Планета приблизилась к Солнцу на 20 млн. км, а год сократился на 90 суток. Количество получаемой Землёй солнечной энергии при этом выросло на 30%. - Немного, но за 700 млн. лет она выросла в 4 раза!
К чему же это приводит в рамках одной, отдельно взятой планеты?

 

Восходящий поток

Итак, в основу выдвинутой нами в 1987 году новой геофизической концепции (НГК) и положено эволюционное изменение основных параметров Земли: массы, объёма, радиуса, гравитационного потенциала и так далее. Поскольку объём Планеты растёт изнутри, земная кора при этом расширяется, раздвигаясь по бесчисленным разломам. Тому подтверждением - рост трещиноватости земной коры, расползание континентов, всестороннее раздвижение (спрединг) тектонических плит и блоков по разломам и срединноокеаническим хребтам. Прирост площади литосферы происходит, в основном, за счёт раздвижения дна Мирового океана.

Исследования последних двух десятилетий в аспекте НГК подтвердили, что именно спрединг, а не сжатие, как считается, является тем процессом, который генерирует сейсмику. Кроме того выяснилось, что и атмосферная динамика (циклоны, смерчи, тайфуны, торнадо) также обязана, в конечном счёте, расширению литосферы. Однако это принципиально меняет представление о процессе землетрясения (ЗТ) как явлении природы, его энергетике и, соответственно, - механизме воздействия на среды и объекты. Но что же является источником огромной энергии ЗТ, если потенциальная энергия сжатия пород принципиально «не работает» при спрединге? Этому вопросу нами было уделено особое внимание, поскольку в рамках ортодоксальной теории не находил рационального объяснения и целый ряд сопутствующих землетрясению эффектов в эпицентральной зоне - свечение атмосферы, воздушные вихри, обнаруженные нами сильные гравитационные нарушения, вариации темпа хода времени и другие.

Новая сейсмологическая теория, вытекающая из НГК, предполагает землетрясение результатом взрывного сброса энергии ФВ глубинными энергонасыщенными (горячими) породами, подвергающимися барической разгрузке при спрединге. Падение давления в недрах Земли на разломах при раздвижении тектонических блоков вызывает кратковременную дестабилизацию термодинамического равновесия пород, порождающую поток - в первую очередь - гравитационной энергии.

При медленно развивающихся тектонических деформациях потоки сбрасываемой энергии достаточны лишь для возбуждения слабых гравитационных вариаций над разломами. Но даже они приводят к сильной вертикальной турбулизации атмосферы над активными разломными зонами, вследствие чего возникают циклоны, тайфуны, смерчи, торнадо. Если же разгрузка пород протекает быстро, то сброс энергии ФВ носит взрывной характер, что и порождает сейсмический импульс, упругие колебания почвы от которого регистрируются приборами. Излучение в виде упругих волн уносит примерно десятую часть энергии, реально выделяемой в гипоцентре ЗТ. Основная же доля её излучается из очага по разломам в виде так называемых гравитационных импульсов; в эпицентре - гравитационных ударов.

В результате новейших исследований установлено, что даже в эпицентре землетрясения сейсмические колебания почвы основным разрушающим фактором ЗТ не являются. При ускорениях и частотах колебаний, регистрируемых инструментально, амплитуды реальных смещений почвы недостаточны для разрушения сооружений. Даже при 8-9-бальной интенсивности сотрясений (что соответствует ускорению 2-4 м/сек2) формально вычисленные амплитуды колебаний почвы не превышают нескольких миллиметров. Это не может быть причиной разрушений, в то время как при 9-бальном ЗТ они носят тотальный характер. Например, железобетонные опоры эстакад деформирует, выворачивает в основании или даже срезает.

Во время ЗТ на Тайване в сентябре 1999 года имело место массовое падение многоэтажных домов, котрые при этом почти не разрушались. То же наблюдалось и в Спитаке, когда дома приподнимались и ложились набок. Но для этого подошва опор должна была бы сместиться на десятки сантиметров, а почва под домами - на целые метры, чего не наблюдается. Значит, силы инерции, развиваемые в конструкциях зданий вследствие сейсмоколебаний, не являются значимым разрушающим механизмом в сейсмике.

Другое дело - потоки гравитационной энергии, канализируемые глубинными разломами. Они-то и порождают гравитационные удары в эпицентре, которые путают с собственно сейсмическими, то есть сугубо инерционными процессами, как видим, не столь уж и опасными. В тех же случаях, когда сейсмический процесс вообще не идентифицирован как таковой, напримаер, при локальных землетрясениях (ЛЗТ) на Русской равнине, гравитационные удары иногда принимают за «техногенные взрывы». Поэтому землетрясение правильнее называть гравитрясением, а сами процессы в очаге можно интерпретировать как сейсмо-гравитационные взрывы.

Расчётная плотность потоков энергии при ЗТ в отдельных местах, непосредственно над разломами может достигать 109 -1010 Дж/м2 в секунду, что соответствует гравитационным ускорениям в импульсе порядка 10-20 м/сек2 и более. Именно гравитационные ускорения большой амплитуды вызывают основные разрушения в эпицентре, в том числе - и «необъяснимые»: выбрасывают пласты пород, вспучивают море и образуют цунами, а также мини-цунами, деформируют и разламывают длинномерные суда, вызывают авиакатастрофы. Кроме того, гравитационные потоки, распространяясь на большие высоты в атмосфере, турбализуют её и создают так называемые восходящие - нисходящие «атмосферные взрывы», способные дестабилизировать полёт воздушных судов и без воздействия других факторов. А поскольку напряжённость излучаемого поля зависит не столько от общего потока, сколько от локальной плотности потока энергии, то локальная сила гравитационных ударов мало зависит от мощности ЗТ. Поэтому даже при маломощном землетрясении, магнитудой М2-М3, интенсивность удара может достигать 8-10 баллов, но в локальной области. В то же время не при каждом мощном ЗТ даже в эпицентре можно найти точку с интенсивностью 8 баллов. Разноплотные энергопотоки, порождающие столь же неодинаковые по интенсивности гравитационные удары, вызывают и резко неоднородные разрушения, что не находит объяснения в ныне господствующей инерционной сейсмодинамике.

Можно привести многочисленные примеры, когда дома с одной стороны улицы разрушаются до основания, а с другой - остаются абсолютно целыми и невредимыми.

 

На разломе не стоять и не строить!

А что произойдёт, если на пути рвущегося из-под земли потока энергии окажется творение рук человеческих, насыщенное энергией или мчащееся с большой скоростью? - Если над «ожившим» разломом окажется самолёт, надводный корабль, подводная лодка? - Если на разломе выстроят атомную электростанцию или химический завод?
Детальный анализ показывает, что выдвинутая нами Новая геофизическая концепция позволяет объяснить едва ли не все загадочные катастрофы последних (и не только последних!) лет. Начнём с самой громкой и грозной - Чернобыльской.

Сегодня мы уже точно знаем, что «Чернобыль» является обстоятельством места, геологического места и ничего более. ;-ый энергоблок, по недоразумению проектировщиков построенный точно(!) над разломным узлом в кристаллическом фундаменте, был разрушен тремя сейсмо-гравитационными ударами большой локальной интенсивности, хотя и незначительной мощности. Сила вертикальных ударов, локально достигавшая 9-10 балло, рушила железобетонные конструкции и перекрытия, причём над турбинным залом ещё до взрыва реактора. Впрочем, развитие аварийной ситуации на 4-ом энергоблоке началось раньше, примерно за 50 минут до катастрофы, когда появилось «столбовое свечение» над АЭС, простиравшееся на сотни метров вверх, а энергоблок стало «лихорадить». Более того, о неполадках на 4-ом блоке ещё за два дня до аварии сообщила радиостанция «Голос Америки». Но и это было лишь продолжением процесса. Ещё в ноябре 1985 года директор Чернобыльской АЭС Брюханов просил руководство Института физики Земли командировать лично меня для «... изучения причины нестабильности объекта», а именно - сверхнормативного смещения фундаментной плиты 4-го (и 3-го) энергоблока ...
В сейсмическую причину аварии отказывались верить как геофизики, так и атомщики, хотя в протоколе допроса одного из операторов прямо записано, что тот «... нажал кнопку привода СУЗ потому, что началось землетрясение»! Протокол был скомкан и выброшен в корзину кем-то из членов Госкомиссии, кому его содержание показалось «бредом». Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, зашла в тупик и под давлением МАГАТЭ и ЦК КПСС вынуждена была сочинить легенду о «плохом реакторе» и «ошибках операторов». В 1995 году нам (автору) удалось найти подлинники регистрограмм того локального землетрясения под площадкой ЧАЭС, полностью подтвердившие нашу концепцию. Кстати, спустя пять лет, в октябре 1991 года, очередное незначительное тектоническое проявление на том же разломном узле вызвало ещё одну аварию на злополучной станции - инициировало возгорание и взрыв водорода на генераторе 2-го энергоблока ЧАЭС, к счастью, в тот момент не работавшего. И опять версии - одна мудрее другой ... А вот свечение, снова наблюдавшееся над АЭС, как и во время катасрофы 1986 года, в расчёт не принималось, хотя оно явно и однозначно указывало на природное явление перед аварией - тектоническое возбуждение.

В высшей степени забавно было наблюдать за работой многочисленной комиссии по расследованию причины так называемого «Сасовского взрыва» 12 апреля 1991 года, город Сасово в Рязанской области. Двойной глубинный сейсмотектонический удар, который в течение минуты предваряли гул, вибрация, свечение, - образовал огромную воронку в поле, выбросив около 3000 тонн грунта. Животные будили своих хозяев за 5 минут до «конца света»,- как высказались многие очевидцы; радиосвязь в эти минуты была полностью нарушена мощнейшими шумами в радиоэфире, но восстановилась сразу после взрыва. Ввиду того, что вблизи эпицентра находился один из трёх ворохов удобрения (мочевины), специалисты-взрывники, сами в то не веря, остановились на версии взрыва «селитры», которой там не было (и в принципе не могло быть), как не было и никаких следов термического воздействия на выброшенный грунт. Переворошив всю землю вокруг, химики так и не обнаружили ни одного миллиграмма селитры ни в каком виде: ни в натуральном, ни в виде продуктов взрыва. Между тем всерьёз рассматривалась и версия якобы чброшенной с самолёта бомбы - ведь до взрыва был длительный гул над городом, «... как от самолёта» и «огни». Над воронкой выброса грунта образовался многокилометровый столб светящегося воздуха, цветность которого переходила от красного к голубому, а затем в обратной последовательности. Американские спутники зафиксировали это явление; и в Пентагоне решили - «... русские испытывают какое-то новое оружие»

По направлению простирания разлома в г. Сасово наблюдались разрушения, разрывы коммуникаций. Станкостроительный завод, расположенный в другом конце города на том же разломе сильно пострадал: из-за тектонической подвижки стены протяжённого корпуса подверглись вертикальному и горизонтальному разрыву. Наши предостережения о том, что завод находится в геоактивной зоне (ГАЗ), подтвердились в конце 1992 года, когда новое тектоническое возбуждение уже в районе самого завода, зарегистрированное нами инструментально, нанесло серьёзные разрушения и воспламенило пары масла в огромном масляном резервуаре. А в конце июня того же года - в шести километрах от города Сасово образовалась ещё одна воронка при аналогичном взрыве.

 

И пожары - тоже ...

Обычно ионизирующее воздействие энергопотоков при ЗТ на среды ограничивается «холодным» ионизационным свечением атмосферы. Между тем, это явление не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Ионизационно-термическое воздействие тектоники на техносферу было изучено нами в 80-х годах в ходе исследований атмосферно-геодинамических связей. Можно привести ряд примеров, когда даже из-за слабых тектонических проявлений происходили взрывы и возгорания на газопроводах, угольных шахтах, нефтеперегонных заводах (НПЗ), например - в Ярославле, Рязани, Москве. Обычно такие пожары предваряются «хлопками». К числу таковых относится последнее ионизационное воспламенение топливного резервуара на Капотненском НПЗ 21 августа 1998 года, а также на Самарском НПЗ 15 марта 2000 года, списанные на статическое атмосферное электричество, что гораздо ближе к истине, нежели диверсии.

Во время очередного локального сейсмического процесса 13 июля 1993 года на Каширском шоссе под домом ? 146 (третьего по счёту ЛЗТ в одном и том же месте после 1987 и 1992 годов) воспламенился газ в мусоропроводе, скопившийся вследствие гниения остатков выбрасываемой пищи, налипшей на внутренней поверхности трубы. Несколько раз возгорались по той же причине пары масел в масляной ванне Завода торговой техники в том же г. Сасово, расположенного, кстати, рядом с ранее упомянутым нами Станкостроительным заводом на той же тектонической «дыре».

Дважды (в 1977 и 1987 годах) из-за тектонического возбуждения горела гостиница «Россия», расположенная непосредственно (что хорошо видно на космическом снимке) на древнем геологическом разломе, пересекающем Москву в меридиональном направлении. Перед пожаром 1977 года, возникшим сразу в трёх местах, из-за ионизации воздуха ковровые покрытия в гостинице так наэлектризовались, что из-под каблуков прохожих «летели искры». В обоих случаях возгорания произошли в одном и том же крыле здания, вероятно - «сидящем» на «горячей» точке разлома, и при одинаковых атмосферно-геодинамических ситуациях: на фоне глубоких циклонов и резких всплесков микросейм в московском регионе - чутких индикаторов тектонического возбуждения.


Не Нептун, а Плутон!


28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул автомобильный паром «Эстония». Наши исследования привели к выводу, что он наскочил на подводный сейсмотектонический процесс на разломе, над которым паром проплывал в тот момент. Судно потопили три отдельных сейсмо-гравитационных удара из недр Земли, ошибочно принятых за взрывы. Вот как развивались события со слов российских пассажиров «Эстонии». Василий Иванович Воронин: «Вдруг я почувствовал толчок; и судно стало крениться. Потом второй толчок; мы упали с полок. Паром тут же накренился. Затем судно выровнялось...». Его сын Александр: «Открыли двери на палубу - и тут ещё один - третий удар; такой силы, что мы летели (!) по коридору несколько десятков метров (!). Именно летели, а не катились! Судно начало оседать... Потом нас накрыла мощная волна и всех снесло в море».

Никакой взрыв на большом судне не в состоянии мгновенно его опрокинуть, но это возможно лишь при действии гравитационных, то есть «массовых» сил, реализующихся только при сейсмотектонических процессах. По свидетельству других пассажиров, в частности - Х. Силяетэ, - «... было три взрыва или коротких удара, но это не удары волн». Был всплеск огромной массы воды, который в сочетании с «ударами» или «толчками», конечно же, легко по ошибке связать с гипотетическими «взрывами», на которых настаивают некоторые эксперты. В основе механизма таких всплесков лежит гравитационная динамика, возбуждаемая сейсмотектоникой. Небольшие суда в эпицентре локальных сейсмо-гравитационных ударов, вызванных извержением энергопотока из глубинного разлома, иногда выплёскивает из моря вместе с водой. Море в таких случаях взбугривается, образуя мини-цунами. При этом длинномерные подлодки и танкеры могут деформироваться или даже переламываться из-за градиентных силовых воздействий. Моряков же порой1 как ветром (только не воздушным, а гравитационным!) сдувало с палубы, и тогда появлялись легендарные «летучие голландцы», и не только в средние века. Так, промышлявший в 1970 году в Бермудском треугольнике советский китобой КК-0065 стал таким «летучим голладцем», наскочив на сейсмотектонический процесс, в результате чего 30 человек экипажа, находившиеся на палубе, были сброшены гравипотоком в океан и утонули. В живых остался один вахтенный матрос в смотровой «корзине» - он повис вниз головой, зацепившись одеждой за что-то вверху. Судно же на всех парах, при работающем двигателе, продолжало ход в неизвестном направлении, пока его не остановил этот матрос, придя в себя и отцепившись от крючка. Вскоре подоспела оповещённая им плавбаза. Что произошло с китобоем тогда - в Морфлоте размышляют вот уже 30 лет.

От серии сейсмо-гравитационных ударов 1 января 1997 года в Японском море погиб танкер «Находка». В результате последнего удара, вместе с массой воды, в воздух поднялся чёрный столб мазута из самого танкера, после чего он переломился. При этом в атмосфере над танкером и за бортом наблюдалось свечение, что является одним из главных визуальных признаков сейсмотектоники. Шторм же здесь, скорее, - дополнительный признак тектонической активности, нежели причина деформации корабля, хотя, разумеется, штормовые волны не способствуют целотности судна и вообще - безопасности плавания. И снова сейсмо-гидродинамический процесс в виде мини-цунами принимается морскими специалистами, расследовавшими аварию, за некую мистическую «супер-волну» из числа тех, что регулярно топят корабли...

«Удар большой волны» потопил советский теплоход «Комсомолец Киргизии» всё в том же Бермудском треугольнике 13 марта 1987 года. По свидетельству очевидцев, дело не в шторме, а в необычных явлениях, его сопровождавших. Сначала появился гул, шедший откуда-то издалека. Потом последовал сильный удар, затем образовалась огромная волна, судно немедленно накренилось, потеряло ход. Сухогруз проходил в этот момент над «кладбищем кораблей» в районе мыса Гаттерас, известного своими внезапно появляющимися «волнами-убийцами», угробившими здесь множество кораблей за несколько веков.

Больше повезло советскому торговому судну, на котором плавал мой знакомый Алексей Лучин: «Как-то в конце 70-х годов, - рассказал он, - мы шли в Индийском океане, из Одессы в Сингапур. Погода была нормальная, почти штилевая. Вдруг штурвальный «сыграл полундру». Выбежав на палубу, мы увидели, как впереди, прямо по курсу в нескольких километрах вздыбился океан. Образовался высоченный столб воды, а вокруг волны - выше парохода! Мне приходилось плавать во время штормов, когда ещё служил в ВМФ, да и этим маршрутом ходили не один раз, но такое увидел впервые! Капитан отдал команду изменить курс и обойти опасное место, на что ушло полдня хода. Окажись мы в эпицентре этого явления - пошли бы на съедение акулам. Что это было - мы так и не поняли».

В предельных случаях сверхплотные сгустки извергающейся энергии, видимо, способны даже «пробивать» или «прожигать» преграды. Не им ли обязан своей гибелью линкор «Новороссийск», взорвавшийся 29 октября 1955 года в сейсмогенной Севастопольской бухте? Некоторые обстоятельства той катастрофы указывают на возможный геофизический фактор воздействия на судно. Для проверки этого предположения достаточно проанализировать данные по метеообстановке, сейсмическому и микросейсмическому режиму Крымского полуострова на день аварии. Здесь следует вспомнить и гибель в том же месте линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 года, не расследованную и поныне. И хотя событие 1916 года, скорее всего, связано с диверсией, тем не менее было бы полезно провести параллельное исследование обстоятельств обеих катастроф по архивным сейсмограммам и метеоданным.

Гидродинамические удары испытывают и подводные лодки (ПЛ), после чего, как правило, и начинаются аварии. 3 октября 1986 года в районе Бермудских островов погибла атомная подводная лодка К-219. По заключению комиссии, общей причиной одновременно нескольких аварийных ситуаций на корабле было какое-то внешнее воздействие. Но какое именно - комиссия установить не смогла. Мы же, в подтверждение нашей точки зрения, приведём показания начальника медицинской службы лодки И. Кочергина: «Лодка затонула в 11 часов, после отчаянной многочасовой борьбы за живучесть судна. Но всё началось рано утром в 5.30, когда мы находились в нескольких сотнях километров к северу от Бермудских островов. Вдруг резкий удар подбросил меня на метр вверх от пола. Тут же зазвучал сигнал аварийной тревоги ... Затем, после толчка вверх, лодка секунд пятнадцать быстро и бесконтрольно погружалась, почти камнем летела вниз. В моём отсеке ухудшилась видимость, появился оранжевый туман. Я ощутил жжение и сухость в горле...». Видимо, именно таинственный «удар», подбросивший Кочергина на метр от пола, деформировал и разгерметизировал субмарину, а заодно и поджёг всё, что могло легко возгораться, или вызвавл короткое зхамыкаине в высоковольтных узлах электрического оборудования. Дело в том, что энергопотоки большой удельной плотности из недр Земли, порождающие гравитационные импульсы (удары и гидроудары), вызывают, кроме того, ионизацию сред. И, если в воздухе присутствуют легко воспламеняющиеся газы, например - водород, пары топлива, масел и т.п., - возгорание неизбежно. Более того, из-за ионизации воздуха и понижения электрического сопротивления воздушных зазоров, в высоковольтных узлах и схемах могут возникнуть и возникают электрические перекрытия и замыкания. Защита от ионизационно-термического «поражающего» фактора сейсмотектоники в условиях ПЛ весьма затруднительна.

Малоизученное тектоническое излучение обладает большой проникающей способностью и проходит многокилометровые толщи горных пород, поэтому, очевидно, десяти сантиметровой толщины корпус ПЛ не может служить для него экраном. Более того, на подводных лодках, попавших в эпицентр землетрясения, может срабатывать эффект полости (любая полость в среде, при прохождении через неё потока энергии в какой-то мере концентрирует его, выполняя роль кумулятивной воронки), усугубляя аварийную ситуацию. Кроме дополнительного повышения вероятности возгорания легковоспламеняющихся веществ, это явление порождает кратковременные скачки давления воздуха внутри корпуса из-за той же ионизации среды. Поэтому эффект полости глубоко погруженных ПЛ в водной среде, попадающих в зону импульсных тектонических излучений, должен быть пре5дметом специальных исследований как на натуре, так и на моделях.

Таинственные удары по корпусу, предварявшие и сопровождавшие аварийные ситуации, подводники вспоминают и в других случаях. Например, о двух таких «гидроударах по корпусу» рассказывают спасшиеся моряки АПЛ К-8 (Петров и др.), погибшей 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе, известном своей сейсмотектонической и циклонической активностью. Пожар возник сразу в нескольких (!) не сопредельных отсеках, что невозможно без воздействия какого-то общего внешнего фактора.

10 апреля 1963 года в результате подобного таинственного взрыва затонула АПЛ «Трешер» ВМС США. Лодка покоится на крутом борту Северо-Американской котловины - одного из опаснейших мест у восточного побережья Америки. - В акваториях морей, где имеют место резкие перепады рельефа дна и происходят подводные землетрясения. Именно моретрясение и послужило причиной гибели «Трешера», доказательством чему служит тот факт, что перед взрывом лодки был гул. Корпус огромной субмарины сначала загудел, а уж потом последовал взрыв.

24 февраля 1972 года в Северной Атлантике, в районе Ньюфаундлендской котловины, при сходных обстоятельствах потерпел аварию АПЛ К-19. То же самое произошло и с американской подлодкой «Скорпион», затонувшей 21 мая 1968 года над Северо-Атлантическим хребтом, юго-западнее Азорских островов.

Наконец, в 1999 году подо льдами Северного Ледовитого океана из-за тектоники едва не погибла военная исследовательская подводная лодка «Хоукбилл» ВМС США. Во время обследования арктического дна в районе хребта Гаккела севернее Земли Франца-Иосифа судно претерпело моретрясение. В журнале «Нейчур» описан этот эпизод, рассекреченный военными моряками. Сначала на борту зафиксировали сильный гул, шедший из глубины. Потом лодку «неведомой силой» начало бросать то вверх, то вниз ... Видимо, научное судно оказалось вне эпицентра землетрясения, поэтому удалось избежать серьёзной аварии.

Подводные суда в акватории Северной Атлантики и впредь будут гореть, взрываться и тонуть, потому что «бермудские треугольники», «бискайские заливы», «ньюфаундлендские банки», «исландские разломные пупки», «Канарские котловины» и, конечно же, сам Северо-Атлантический хребет - это объекты, по которым происходит вечное раздвижение (спрединг) океанического дна. Плавать над такими объектами, готовыми в любой момент генерировать сейсмические импульсы и исторгать миллиарды джоулей глубинной энергии, следует с большой осторожностью - как при ходьбе по минному полю. И мы пытались предупредить об этом российский флот ещё в 1989 году! В настоящее время нами разрабатываются специальные геофизические приборы для ПЛ, которые должны сигнализировать экипажу о заходе в активизировавшиеся тектонические зоны.


И на любой высоте ...


Активные тектонические разломы акваторий морей и океанов представляют опасность не только для морских судов, но и для летательных аппаратов, на какой бы высоте те не находились. «Боинг», летевший 21 января 1999 года из Токио в Гонолулу, над глубоководным жёлобом Идзу Огосавара попал в воздушную яму и чуть было не потерпел аварию. Самолёт трясло и кидало из стороны в сторону, а пассажиры выпадали(!) из кресел. Другой «Боинг», пролетавший 14 апреля 1999 года из Австралии в Европу над одной из самых раздробленных тектонических зон Мирового океана в районе Индонезии, также угодил в воздушную яму. Пассажиры летали минуты три по салону и ударялись об потолок с такой силой, что несколько человек погибло. То же самое случилось и с китайским «Боингом» 17 октября 1999 года, когда пострадали более 40 человек. Следует также упомянуть и об аварийной ситуации опять же с американским «Боингом» в районе Токио 28 декабря 1997 года, когда пассажиров срывало с кресел и ударяло о потолок. Во всех этих случаях лайнеры удалось удержать в воздухе.

Автору приходилось пролетать над геоактивными зонами. И хотя амплитуда перепадов высоты авиалайнера при этом была незначительна, тем не менее ощущение «езды по кочкам» создавалось. Это были действительно кочки, - только гравитационные!

Геолого-географический анализ мест авиапроисшествий показал, что воздушные ямы, «зоны турбулентности», восходящие-нисходящие потоки и другие атмосферные аномалии образуются всегда над районами активных разломов и, очевидно, имеют такой же тектонический генезис, что и гидроудары, мини-цунами, водовороты на море. В доказательство приведём ещё один пример, когда всё тот же Срединно-Атлантический разлом чуть было не утопил в океане сразу два наших военных самолёта. Вот что рассказал мне участник тех событий Олег Голубков: «Это случилось в 1974 году. Я входил в состав экипажа одного из двух стратегических самолётов ТУ, летавших над Атлантикой. Нас было по 18 человек на бортах. Мы взлетели с Кубы и взяли курс в направлении Африки. Высота была менее 7000 м. Полёт проходил нормально. Наш самолёт был ведомым и мы постоянно поддерживали связь с ведущим, который был от нас в нескольких километрах впереди. Вдруг связь с передним самолётом стала ухудшаться, появились шумы, его стало почти не слышно. Пилот ведущего успел сказать, что у них на борту отказали все приборы, стрелки колеблются в разные стороны, самолёт трясёт, с машиной что-то происходит. Далее последовал приказ, который едва можно было разобрать: не менять курса и режима полёта, не производить никаких действий, что бы ни случилось. Спустя несколько секунд ведущий совсем пропал на связи и радаре. Через некоторое время, а мы летели с интервалом в 4 км, с нашим самолётом случилось то же самое и в том же примерно месте, что и с ведущим. Все приборы на нашем борту «взбесились», а самолёт начало трясти, как будто по нему снизу ударяли бревном. Трудно сказать, сколько времени это продолжалось - может, минуты две-три. Невозможно выразить, что с нами происходило! Нам казалось, что мы переворачиваемся и сейчас упадём в океан, поскольку не было никаких ориентиров, а приборы показывали неизвестно что. Но, наконец, стрелки стали на место, начала появляться связь, мы обрадовались. Доложили ведущему о том, что с нами произошло то же самое, что и с ними. По прилёте на африканскую базу были подробные разборки происшествия, с каждого потребовали объяснительну ...»

Эта версия не рассматривалась...

«Курск» затонул в Баренцевом море в районе юго-восточной части тектонической структуры, называемой Кольской микроплитой (КМП). Она рассечена тремя крупными разломами, непосредственно на одном из которых покоится АПЛ. Геоморфология дна КМП, в том числе и места гибели лодки, характеризуется уступами и сдвигами вдоль осей разломов, исчисляемых, соответственно, десятками метров и километрами. Это указывает на геодинамическую и, следовательно, потенциальную сейсмическую активность КМП в современную эпоху. В течение мая - августа 2000 года в акватории северных морей наблюдалась повышенная циклоническая активность, сопровождавшаяся почти беспрерывными штормами. Циклоны и штормы, как мы уже знаем, являются однозначным индикатором тектонического возбуждения в том или ином районе мирового океана. Не случайно в этот период здесь было зарегистрировано множество землетрясений различной мощности. В день аварии нами был зафиксирован толчок магнитудой около М4 с эпицентром в Норвегии. Разумеется, данное событие не имеет непосредственного отношения к аварии на «Курске», тем более что оно произошло позже - в 18 ч. 30 мин. Однако оно лишний раз указывает на тектоническую активность в тот день не только Скандинавского полуострова, но и, в первую очередь, акватории сопредельных морей, поскольку тектонические деформации, генерирующие сейсмику, всегда распространяются в направлении море - континент. Поэтому, если 12 августа произошло ЗТ в Норвегии, то в тот день в окружающих её морях (Балтийском, Норвежском, Баренцевом и др.) должно было произойти множество хотя бы маломощных, так называемых локальных землетрясений, не всегда даже регистрирующихся береговыми сейсмостанциями. Явным признаком тектонического обострения района катастрофы являются циклон и - как следствие - начавшийся в день аварии шторм в Баренцевом море. Вполне вероятно лодка напоролась на подводный сейсмический толчок. Поскольку глубина моря здесь существенно меньше длины корпуса, и, с учётом поперечного размера судна, запас глубины от днища составлял всего около 65 метров, то даже небольшой дифферент мог привести к тому, что лодка на полном ходу уткнулась носом в морское дно. Покоится «Курск», как известно, на глубине 108 метров, в то время как в нескольких километрах к югу рельеф дна понижается до 170 м. Это указывает на то, что перед аварией лодка проплывала над многометровым склоном дна моря вне всякого сомнения, тектонического происхождения. Позже, когда стали известны более точные координаты места гибели АПЛ, на тектонической карте Баренцева моря была однозначно установлена приуроченность данного геоморфологического элемента к мощному глубинному разлому. Наше предположение заключается в том, что данный тектонический разлом КМП и был источником сейсмо-гравитационного удара подводного ЗТ, погубившего «Курск».

В пользу сейсмической версии катастрофы «Курска» говорит и такой факт, оставшийся невостребованным исследователями. Во время первого обследования места аварии ПЛ с помощью телекамер на морском дне были обнаружены купола, которые потом исчезли и при последующих погружениях не наблюдались. Такие образования в рыхлых донных осадках - явление весьма распространённое. Например, они наблюдаются над активным разломом в Азовском море и называются «грязевыми вулканами». Песчаные купола или бугры иногда образуются во время землетрясений также и на суше, с той лишь разницей, что последние подолгу не рассасываются. Они появляются в результате гравитационных «вздохов» глубинных разломов при землетрясениях. Кроме того, по словам генерального конструктора НПО «Рубин» И. Спасского, в районе аварии имела место магнитная аномалия, также со временем исчезнувшая. Хотя документального подтверждения, в отличие от визуально зафиксированных «куполов», данному факту нет, тем не менее заметим, что электрические и магнитные аномалии всегда сопутствуют сейсмике, а иногда и предваряют землетрясения.

В настоящее время изучаются инструментальные записи двух сейсмических событий, полученных тремя станциями, расположенными в Норвегии и на о. Шпицберген. Одно из них было зафиксировано в 11 ч 29 мин и имело магнитуду М1,5, а второе - в 11 ч 31 мин, с магнитудой М3,5, то есть в несколько сотен раз мощнее первого. Достоверно установлено также, что источник сигналов находился в районе аварии лодки, в то время как природа их остаётся невыясненной в полной мере. Если учесть, что сигнал был зафиксирован также сейсмостанцией на Аляске, в 4500 км от эпицентра взрыва, то техногенное происхождение его весьма сомнительно, даже если предположить, что все торпеды взорвались одновременно. К тому же сейсмический эффект взрыва должен был быть в значительной мере ослаблен прочным корпусом. Между тем характер регистрограммы второго, «основного» события свидетельствует скорее о природном, нежели техногенном источнике сигнала - сейсмическом толчке. Взрыв же, судя по записи ближней станции, произошёл через 12 с, а его сигнал наложился на землетрясение и достаточно хорошо выделяется. В таком случае загадочный «слабый» сигнал, записанный двумя минутами ранее, может интерпретироваться как форшок (предудар).

Заметим, что эти выводы носят вариационный характер, поскольку основаны на изучении «статичных» сейсмограмм, к тому же с малой временной развёрткой, не позволяющих проанализировать частотные особенности сигналов и определить их истинный источник. Надёжную интерпретацию сейсмических данных можно сделать только на основе компьютерной обработки цифровой записи событий, которой мы на сегодня не располагаем. Однако судно могло погибнуть не только от динамического эффекта землетрясения, но и от тектонического излучения из глубинного разлома, сопутствующего любому сейсмическому процессу (заметим, что если бы эти события происходили ночью, то над местом аварии наблюдалось бы ионизационное свечение атмосферы). Малоизученное всепроникающее тектоническое излучение, если судно попало в его поток, способно инициировать воспламенение и взрыв, например - водорода, с его низким порогом ионизации, которого на «Курске» было долее чем достаточно. Кроме того, на борту находилась одна торпеда с топливом на водородной основе, которое также могло легко воспламениться из-за ионизационного воздействия на него.

Между тем, неизбежным следствием воздействия плотных потоков тектонического излучения должны были быть наводки и сбои в маломощных системах компьютерного регулирования или даже электрическое замыкание в высоковольтных схемах лодки. Поэтому, наряду с другими, ионизационный фактор сейсмотектоники, от которого могут происходить и происходят аварии на судах, также следует учитывать при разработке версий гибели таких сложных и, в геофизическом отношении, уязвимых объектов, как подводные лодки. Впрочем «геофизику» желательно учитывать ещё раньше - на стадии проектирования подводных судов.

Геофизическая версия причины гибели «Курска» должна рассматриваться наряду с другими, сугубо техногенными. Она основана на результатах изучения обстоятельств катастрофы и анализе сейсмо- и картографического материалов. Но даже если эта версия окажется неверной, тем не менее, её изучение будет полезно, поскольку сейсмотектонический фактор аварийности на морском флоте никогда ранее не рассматривался.


Давайте смотреть под ноги!


Нам представляется совершенно недостаточным поиск причины аварийности только в системе «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА» (плохой оператор - плохая техника). Правильнее искать причины катастроф в рамках триады факторов: ЗЕМЛЯ - ЧЕЛОВЕК - МАШИНА.

Наш опыт изучения «сухопутных» природно-техногенных аварий и катастроф в рамках новой геофизической парадигмы, предложенной нами, - позволяет заключить, что любая подводная лодка, оказавшаяся точно в эпицентре подводного землетрясения, хотя бы и маломощного, не имеет ни малейшего шанса остаться в штатном состоянии. Может быть, именно «Курск» станет ПОСЛЕДНЕЙ платой за наше геофизическое невежество?

Опубликовано в журнале «Техника-молодёжи», 2001, ?10, стр. 56-60.

 

Список основополагающих опубликованных работ автора

1. Е.В. Барковский. Геофизическая причина взрывов на Чернобыльской АЭС, в Сасово и других регионах Восточно-Европейской платформы. // Журнал «ЖРФМ»,2002, ? 1-12, стр. 4-10.
2.Е.В. Барковский. Когда камни падают в небо (О геофизических концепциях вообще, землетрясениях - в частности, краткосрочных прогнозах и предвестниках - между прочим, а также сейсмостойкости жилищ и сооружений). // Журнал «ЖРФМ»,2003, ? 1-12, стр. 7-16.
3. Е.В. Барковский. Гравиинерциальная геофизическая система ГГС. // Журнал «ЖРФМ», 2003, ?1-12, стр.17-25.
4. Е.В. Барковский. Когда камни падают в небо (Землетрясение в г. Сасово, 12.04.91: опрос местных жителей; монтаж сейсмограмм Чернобыльского землетрясения, 26.04.1986; корреляция эпицентров землетрясений с тектоническими разрывами в кристаллическом фундаменте Москвы; заключение о природе так называемого «взрыва» в г. Сасово, 12.04.1991; заключение о причине разрушения жилого дома в г. Ленинске, 26.07.1994. // Журнал «Русская Мысль», 2004, ?1-12, стр.10-35.


Барковский Евгений Васильевич, - геофизик, научный сотрудник ОИФЗ им. О.Ю. Шмидта,
научный консультант Центра общепланетарных геоструктур Русского Физического Общества, лауреат Премии Русского Физического Общества (2002).

« назад

Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 3 (2017г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 2 (2017г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 1 (2017г.)
ЖРФМ, 2016, № 1-12 (ЖРФХО, Т. 88, вып. № 4)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 3 (2016г.)
Шпеньков Г.П. Динамическая модель элементарных частиц. Видео лекция
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 2 (2016г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 1 (2016г.)
Журнал "Русская Мысль", 2016, № 1-12
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 87, Выпуск № 3 (2015г.)
Журнал Русской Физической Мысли, 2015, № 1-12
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 87, Выпуск № 2 (2015г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества ЖРФХО, Том 87, Выпуск № 1 (2015г.)
Энциклопедия Русской Мысли. Том 24
Энциклопедия Русской Мысли. Том 23
Энциклопедия Русской Мысли. Том 22
Энциклопедия Русской Мысли. Том 21
Армянская секция Русского Физического Общества
Энциклопедия Русской мысли. Том 20
Энциклопедия Русской мысли. Том 19
Энциклопедия русской Мысли. Том 18
Энциклопедия русской Мысли. Том 16
Энциклопедия русской Мысли. Том 15
Энциклопедия Русской Мысли. Том 14
Энциклопедия Русской Мысли. Том XIII
Украинская секция Русского Физического Общества
Санкт-Петербургская секция Русского Физического Общества
Иркутская секция Русского Физического Общества
Новосибирская секция Русского Физического Общества
Катрен 12. ГМО - ГЕНОФАШИЗМ
Водородное топливо Юрия Краснова
Алиев А.С. Российская астрономия. Часть 2. - 2011г.
Жигалов В.А. Уничтожение торсинных исследований в России
ЭРМ 12: Колесников И.В. Природа глобальных катаклизмов. - 2010 г.
Алиев А.С. Российская астрономия. - 2010 г.
Открытое Заявление Президента Русского Физического Общества Родионова В.Г. Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
ЭРМ 11: Оше А.И. Поиск единства законов природы (Инварианты в природе и их природа). - 2010 г.
ЭРМ 10: Петракович Г.Н. Биополе без тайн. Сборник научных работ. - 2009 г.
ЭРМ 1: Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Том 1. - 1993 г.
ЭРМ 6: Хачатуров Е.Н. Элиминация значительной части ДНК... - 1995 г.
ЭРМ 3: Иванов Ю.Н., Иванова Н.М. Жизнь по интуиции. - 1994 г.
ЭРМ 4: Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. - 1994 г.
Два открытия
Официальный доклад Аполлон-11. Лунные карты составлены безграмотно
Ральф Рене. Как NASA показало Америке Луну
НЛО: соседи по Солнцу.16.05.2011
Бутусов. Раджа Солнце. Глория. 9.01.2012
Катрен 18. Технология спаивания
Фильм С. Веретенникова "Марс как он есть"
Энциклопедия русской Мысли. Том 17
"Смерть мозга" - смерть совести!

Ссылки:

rodionov@rusphysics.ru - ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "ЖУРНАЛ РУССКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ МЫСЛИ"
Главный редактор Родионов В.Г.
Денежные пожертвования направлять в Сбербанк РФ на карточку № 63900240 9014875013.


Rambler's Top100