“Salus populi suprema lex est”
Международная общественная организация

1872 - 2017

Russian Physical Society, International

Международная общественная организация Русское Физическое Общество (сокращённо – РусФО, RusPhS) - добровольное объединение учёных, инженерно-технической интеллигенции, изобретателей, предпринимателей для совместной интеллектуальной и научно-практической деятельности в области естествознания, - науки о природе.
Научная цель: построение единой физической картины мира и поиск основной целевой функции человечества.

Умов Н.А. Мысли о естествознании (По вопросу преобразования средней школы, 1900 г.)




МЫСЛИ О ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
(По поводу вопроса преобразования средней школы, 1900 г.)

  Умов Н.А.

  
Можно удивляться той смелости и тому упорству, с которым люди двигаются сами и стремятся увлечь за собой других по пути сознательного или бессознательного игнорирования той правды, которая уже успела внести благословение в человеческую жизнь. К такой правде принадлежат и великие приобретения, сделанные человеческой мыслью в области естествознания. Значительную роль в таком отрицательном отношении к естествознанию играет поверхностное знакомство с его культурными задачами. Только так можно, объяснить себе то, что, пользуясь начатками естествознания, накопляемыми в форме бессознательных навыков, подвергают остракизму саму науку о природе.

Хотя искусство познания природы не имеет ничего общего с прославленным искусством управления людьми, тем не менее - оно реформировало весь облик человечества в мере, недоступной ни политике, ни мудрости правителей и законодателей. Культура и усвоение естествознания нацией становятся всё более надёжным оплотом её целости и жизненности.

Извлечение «правды» исключительно из того материала, который даётся явлениями как личной, так и общественной жизни, причём эти явления не рассматриваются как частицы другой, более широкой жизни, - составляет характерную черту доктрин, отрицающих методы естествознания и бросающих естествознанию упрёк в унижении духовной личности человека. Упрёк этот несправедлив; и опровергается фактически.

Стремление к изучению природы, несомненно существующее в людях и помимо утилитарных целей, свидетельствует о том, что человек не удовлетворяется самопроизвольным рождением истин и одними интересами своей расы. Эта последняя черта, представляющаяся как бы отрицанием своей собственной личности и своей духовной силы, в действительности выделяет человека из всего живущего. Только точные науки дают человеку возможность упражнять свою благороднейшую способность - простирать свои помыслы за пределы интересов расы; способность же выходить за пределы интересов личности принадлежит и другим представителям животного царства. Как бы ни были возвышенны другие доктрины, - все они имеют в виду человека, а потому и заковывают его мысль в рамки только человеческих интересов.

Кто не знает, в какой мере опасно для личного благополучия замыкать свою жизнь только кругом личных интересов?.. Общественное служение имеет тоже свои скорби, которые подавляют личность, не запасшуюся навыком выходить за пределы человеческого мира. Из этого видно, как велики должны быть пробелы в воспитании, когда в нём отводится более чем cкpомноe мecтo естествознанию, развивающему такие навыки, и отдаётся прeдпочтение тому нaпpaвлению, которое уcтpeмляет все помыслы исключительно в облacть личной или общественной жизни.

Существующий школьный строй имеет ещё и другой недостаток. Упражняя мысль только на изучении понятий, мы не приучаем её к обращению с фактами, их оттенками и сочетаниями. Нельзя также yтвepждaть серьёзно, что политическая история, знакомя со сложными событиями политической жизни, обучает юношество умению обращаться с фактами. В этом вопросе с большим успехом, чем в вопросе о древних языках, можно утверждать, что факты, на обращении с которыми следует упражнять мысль юноши, должны быть мертвы, то есть неизменяемы. Такие неизменные факты, стоящие вне интересов человеческой личности и её субъективных взглядов и вкусов, даёт только естествознание. Школа, в которой первостепенное место отведено историко-филологическим предметам и математике, не упражняет юношу в подобных «умениях», важных и основных также для личной, общественной и государственной жизни. Случайное сравнение фактов и критическое отношениe к мeтодам такого сравнения встречаются юношей и в других преподаваемых ему науках, но систематическое обучение обращению с фактами может дaть только естествознание.
 
Обыкновенно в оправдание преподавания других языков в наших школах приводится неизменяемость их форм. Этот apгyмент, весьма важный для специалиста-исследователя законов речи, - слабеет, когда идёт речь об общеобразовaтельной школе. Для юноши, стоящего только у начал духовной жизни, каждый язык есть мёртвый, то есть не изменяющийся в своих формах, а мир незнакомых понятий и их крупнейших oттенков так обширен, что изучение тонкостей вымершего языка ничегo не пpибавляет к плодотворности умственной работы, затрачиваемой при изучении нового языка. Нужно помнить, что в воспитaнии, как и искусстве, разработка деталей предмета должна иметь пределы, иногда очень узкие.

Работа современной мысли во всех областях знания имеет в конце концов своим источником стремление человека к самоcoхpaнeнию, то есть к выработке такого душевного состояния, которое привело бы его к удовлетворению, к пpимирению с жизнью. Поэтому незнакомство не только с естествознанием, но вообще с выдающимися современными произведениями человеческого ума ставит юношу, выходящeго из школы, в положение крайней беспомощности; мы лишаем возможности разобраться в тревогах молодой жизни, не приводя его в соприкосновение с духовной жизнью выдающихся мыслителей.
  * * *

Естествознание открывает в природе непоколебимые законы, и вот непосвящённый спрашивает с изумлением, стоит ли идти по тому пути, который придавливает человека, раскрывающему неумолимые и беспощадные силы. Именно так часто понимаются результаты естествознания мыслителями, не прошедшими его школы. Но естествоиспытатель выносит иное убеждение из своего общения с природой. Он преклоняется перед неизменностью и величием законов, управляющих определённым сочетанием сил или свойств природы, но не преклоняется перед самым сочетанием и не считает его неизменяемым.

Естествоиспытатель в своей лаборатории упражняется и даёт первые уроки борьбы с естественным течением событий, обучаясь и уча создавать сочетания сил природы, которые не могут повториться в естественном распорядке явлений без вмешательства разумной воли. В этом заключается великое воспитательное значение опыта, эксперимента. Но, кроме того, лаборатории расширили кругозор человечества, воспроизводя новые миры, - миры с иным распорядком явлений, чем тот, в котором мы живём. Естествознание не придавливает духовной личности человека.

Что, кроме бодрости и повышенной самодеятельности, может дать этой личности вызов сил природы к допросу и подсчёту?

Рядом с естествознанием вырастает и техника, руководящая лозунгом опытной науки, - непримиримой борьбы с естественным течением или естественным сочетанием явлений. Эта борьба начинается уже в элементах техники: кузнец, кующий железо, борется со свойствами металла в естественном распорядке вещей.

Неправильное понимание духа естествознания сказывается в некоторых учениях, касающихся экономической жизни человеческих обществ. Анатомируя явления общественной жизни при помощи методов, заимствованных у ecтecтвознания, эти учения из неизбежности законов, управляющих данным сочетанием общественных сил, заключают и о неизбежности самих сочетаний. Для них остаётся закрытым основной приём естествознания, давно практикующийся не только человеком, но и всем живущим, - искусственным привлечением новых деятелей изменять течение естественных пpoцeссов.

Признавая всю необходимость наступления ночи, мы не преклоняемся перед нею, а зажигаем свечу.

При таких воззрениях не могла ещё народиться точная социальная техника, которая умела бы изменять естественное сочетание экономических событий, руководствуясь началами высшего порядка, как это делает естествознание. Мировой закон, открытый естествознанием, уясняет нам основной смысл естественного течения явлений и освещает первичный источник культурного развития человечества. Значение этого источника очерчивает нам крупнейшие штрихи того направления, следуя которому мы будем способствовать, а не задерживать это развитие.

  * * *

Наше поведение направляется сознательно или бессознательно большей или меньшей уверенностью в наступлении какого-нибудь события. Явления, относительно повторения которых у нас составилось твёрдое убеждение, образуют с течением времени тесно связанную с нашей природой совокупность бессознательных регуляторов нашей деятельности. Явления, повторяемость которых незыблемо утверждена, могут быть названы стройными; их источник - стройные движения в природе: движения небесных светил, дающие смену дня и ночи, времён года, морские приливы и отливы, течение рек и т.п., затем, - биение нашего сердца, движение крови, стройные движения нашего тела и т.п.

Итак, наше поведение бессознательно регулируется миром стройных движений. Вся наша сознательная деятельность направлена на борьбу с нестройностью, на борьбу с тем, что не может быть предвидено и предугадано, или же на создание новых стройностей: мы изобретаем механизмы, восполняющие недочёт нужных нам стройных движений.

Борьба с естественным течением явлений есть не что иное, как борьба за сохранение и умножение стройных движений в природе. Потому-то история человеческой культуры не есть ничтожное и случайное явление в жизни Вселенной; напротив того, существование организованной материи тесно связано с великой борьбой двух указанных форм движения в природе. С вопросом об исходе этой борьбы тесно связано и вопрос о судьбе всего живого, от человека до микроскопической клетки, - этого основного камня органического мира.

Чтобы уяснить себе смысл сказанного, остановимся на простом примере. Ребёнок забавляется стройным движением катящегося обруча. Он поддерживает это движение ударами палочки. Без такого подстёгивания обруч отклоняется, движение его перестаёт быть прямолинейным; и, описывая всё меньшие и меньшие круги, обруч падает и, наконец, замирает после нескольких дрожаний. Энергия движения обруча постепенно захватывалась молекулами воздуха и пола, с которыми он соприкасался. Эти молекулы отдавали её соседним и т.д., - словом, энергия стройного движения разграблена нестройными, хаотическими движениями мириадов молекул и рассеяна по беспредельному пространству. Неорганизованная природа представляет собой кладбище стройных движений.

Течение всех естественных процессов в природе направляется этим верховным законом. Ни один из естественных процессов не может избегнуть предписываемой ему участи, а потому и ни один из них не может быть повторён в точности естественными причинами: для повторения исчезнувшего движения обруча следовало бы собрать энергию, рассеянную в пространстве; эта энергия должна поднять обруч, заставить его катиться обратно и т.д. Очевидно, такой обратный процесс невозможен.

  * * *

В ожидании наступления каких-либо событий, мы различаем события вероятные и невероятные. Из сказанного выше вытекает, что вероятный исход всякого естественного процесса в природе определяется уничтожением стройных движений. Возникновение в природе стройного движения будет поэтому событием невероятным. Но там, где происходят миллиарды событий, невероятное не есть невозможное. Поэтому в природе могут возникать и стройные движения. Например, камень, подмываемый горным ручьём, скатывается в пропасть; такое стройное движение является возможным, но оно не избегает своей участи. Итак, происхождение стройных движений в неорганизованной природе невероятно, хотя возможно. Нестройность есть то вероятное состояние, к которому стремится неорганизованная природа.

Напротив, стройность движений есть основа организованной материи. Организованная материя призвана обращать необратимые процессы природы, призвана создавать в природе невероятные состояния, хотя на жизни отдельного индивидуума отражается властвующий в природе закон разрушения стройных движений. Присущая организованной материи способность производства потомства представляет незатихающие, с неумолимой настойчивостью из поколения в поколение повторяющиеся попытки преобразовывать нестройные движения в стройные, начинать миллионы раз одно и то же дело, - процесс жизни.

Картину превращения нестройности в стройность представляет и историческая жизнь человеческого общества. Только стройности, установившиеся в нашем теле, и составляют сущность его организованной природы. Подобно тому, как внешний порядок, к которому мы приучаем ребенка, отражается на его духовном складе, - так и прирождённые нам стройности заключают уже в себе элементы этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы образована из нестройностей. Чувство красоты, искусство вытекают из того же начала: мы наслаждаемся только тем, что стройно, - будет ли это красота человеческого тела и его движений или красота полевого цветка, необъятных пространств воздуха или океанов, неизменяемости законов природы. Нестройная пестрота, мигание пламени и т.д. притупляют и утомляют нас.

  * * *

Я говорил уже, что в природе невероятные состояния не суть невозможные. При громадном числе событий чаще встречающиеся и будут наиболее вероятными, реже встречающиеся будут менее-, мало- или совсем невероятными. Лишь ничтожные по своей малости уголки той области, в которой происходит бесчисленное множество событий, могут быть заняты маловероятными или невероятными явлениями.

Предположите, что какое-нибудь событие имеет только один шанс в свою пользу и 40.000.000.000.000 против. Мы скажем, конечно, что осуществление такого событие невероятно. Распределение материи между человеческим родом и нашей планетой представляется приблизительно отношением единицы к только что приведённому громадному числу. Если такое распределение мы примем как указание на число шансов, благоприятствовавших образованию человеческой расы, сравнительно с шансами образования остальной части нашей планеты, то мы должны считать существование человека невероятным событием.

Организованная материя занимает лишь малые уголки Вселенной, а потому мы может определить её как часть природы, находящуюся в невероятных состояниях, в которой восстанавливаются и поддерживаются стройные процессы, стройность. Жизнь и деятельность человеческая является поэтому одним из звеньев мировой жизни: человеческий мир не есть отдельный, обособленный мирок; он связан со Вселенной рядом переходных ступеней. Мир человеческий с точки зрения естествознания стремится увеличить число событий, благоприятствующих его существованию, - повысить, говоря математически, то число, которое изображает его вероятность; и отсюда вытекает прирождённая борьба с неорганизованной природой, - борьба, в которой человеческая раса солидарна со всем органическим миром. В человеке эта борьба становится сознательной при помощи точного знания: борьба с нестройностями, порождаемыми ограниченностью и злобой человеческой, есть только проявление того же начала, которое вложено в организованную материю. В какой мере организованная материя нашей планеты успешно выполнит свою задачу, не представляет ли она ничтожный обрывок органической жизни, которому суждено рано или поздно погибнуть, - зависит от поведения человеческих обществ.

Подчинение поведения выясняемой задаче в значительной мере тормозится тем, что большей частью человек не видит ничего кроме себя и себе подобного. Такая узость кругозора обуславливается свычкой с окружающей обстановкой, кажущейся продолжительностью существования этой обстановки и её малой изменяемостью в течение человеческой жизни. Мы свыкаемся со своим общим врагом до такой степени, что перестаём обращать на него своё внимание и соразмеряем своё поведение с принципами, которые были бы правильны, если бы то, что существует в настоящую минyтy, осталось таким же на вечные времена.

Благодаря такому самообману люди не чувствуют той ответственности, которую они несут перед своим потомством, не заботясь всеми силами своего ума и таланта о возможно белее интенсивной культуре точного знания, пробелы которого, накопляясь, скажутся роковым образом в судьбах человечества. Погружение мысли исключительно в область узко человеческих интересов приводит к нравственной беспомощности при неудовлетворённости жизни.

Поразительно то высокое удовлетворение, то спокойное и ясное отношение к жизни, несмотря на всю её видимую бедственность, замечаемые нами в тех, кому удалось in statu nascendi (в момент образования, - лат.) своих духовных способностей коснуться точного знания. Я не буду приводить имён великих учёных. Скажу, что к группе таких же счастливцев можно отнести немало русских самоучек, для которых изучение природы, обработка и пользование её силами стали второй жизнью: мы встречаем их и в рассадниках просвещения, и на поприще технической деятельности. Биографии этих личностей, вышедших из-под кровли крестьянской избы, перенёсших невзгоды жизни фабричного или мелкого приказчика и усвоивших величайшие приобретения естествознания, поистине поучительны. Глядя на них, невольно склоняешься к мысли, что ум русского человека имеет особую склонность к естествознанию; быть может потому, что русские люди по преимуществу люди земли. И нужно, чтобы школа пришла к ним на помощь, отвечая действительным потребностям их природы.

 
Собрание сочинений профессора Николая Алексеевича Умова, издаваемое Императорским Московским Обществом Испытателей Природы и Обществом содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х.С. Леденцова, под редакцией и с примечаниями А.И.Бачинского, т.3. - Москва, 1916 г.
 
 




«... даже принимая во внимание в вечных принципах разума, справедливости и гуманности только благоприятные шансы, с ними неизменно связанные, следование им даёт большие преимущества, а уклонение от них - тяжёлые последствия...».
Лаплас


«Человеческая жизнь состоит в преследовании всевозможных целей: высоких, низких, пустых и т.д., причём применяются все степени человеческой энергии. При этом обращает на себя внимание, что не существует никакого постоянного соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели: сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия, и наоборот. Подобное же часто наблюдается и в отдельном человеке, который, например, работает с одинаковым жаром, как для великой, так и для пустой цели. Это наводит на мысль, что надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели».
И.П. Павлов. «Рефлексы цели», 1916 г.
 



"Журнал Русской Физической Мысли", 1991, ?2




« назад

Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 3 (2017г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 2 (2017г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 89, Выпуск № 1 (2017г.)
ЖРФМ, 2016, № 1-12 (ЖРФХО, Т. 88, вып. № 4)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 3 (2016г.)
Шпеньков Г.П. Динамическая модель элементарных частиц. Видео лекция
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 2 (2016г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 88, Выпуск № 1 (2016г.)
Журнал "Русская Мысль", 2016, № 1-12
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 87, Выпуск № 3 (2015г.)
Журнал Русской Физической Мысли, 2015, № 1-12
Журнал Русского Физико-Химического Общества, Том № 87, Выпуск № 2 (2015г.)
Журнал Русского Физико-Химического Общества ЖРФХО, Том 87, Выпуск № 1 (2015г.)
Энциклопедия Русской Мысли. Том 24
Энциклопедия Русской Мысли. Том 23
Энциклопедия Русской Мысли. Том 22
Энциклопедия Русской Мысли. Том 21
Армянская секция Русского Физического Общества
Энциклопедия Русской мысли. Том 20
Энциклопедия Русской мысли. Том 19
Энциклопедия русской Мысли. Том 18
Энциклопедия русской Мысли. Том 16
Энциклопедия русской Мысли. Том 15
Энциклопедия Русской Мысли. Том 14
Энциклопедия Русской Мысли. Том XIII
Украинская секция Русского Физического Общества
Санкт-Петербургская секция Русского Физического Общества
Иркутская секция Русского Физического Общества
Новосибирская секция Русского Физического Общества
Катрен 12. ГМО - ГЕНОФАШИЗМ
Водородное топливо Юрия Краснова
Алиев А.С. Российская астрономия. Часть 2. - 2011г.
Жигалов В.А. Уничтожение торсинных исследований в России
ЭРМ 12: Колесников И.В. Природа глобальных катаклизмов. - 2010 г.
Алиев А.С. Российская астрономия. - 2010 г.
Открытое Заявление Президента Русского Физического Общества Родионова В.Г. Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
ЭРМ 11: Оше А.И. Поиск единства законов природы (Инварианты в природе и их природа). - 2010 г.
ЭРМ 10: Петракович Г.Н. Биополе без тайн. Сборник научных работ. - 2009 г.
ЭРМ 1: Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Том 1. - 1993 г.
ЭРМ 6: Хачатуров Е.Н. Элиминация значительной части ДНК... - 1995 г.
ЭРМ 3: Иванов Ю.Н., Иванова Н.М. Жизнь по интуиции. - 1994 г.
ЭРМ 4: Гудзь-Марков А.В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. - 1994 г.
Два открытия
Официальный доклад Аполлон-11. Лунные карты составлены безграмотно
Ральф Рене. Как NASA показало Америке Луну
НЛО: соседи по Солнцу.16.05.2011
Бутусов. Раджа Солнце. Глория. 9.01.2012
Катрен 18. Технология спаивания
Фильм С. Веретенникова "Марс как он есть"
Энциклопедия русской Мысли. Том 17
"Смерть мозга" - смерть совести!

Ссылки:

rodionov@rusphysics.ru - ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "ЖУРНАЛ РУССКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ МЫСЛИ"
Главный редактор Родионов В.Г.
Денежные пожертвования направлять в Сбербанк РФ на карточку № 63900240 9014875013.


Rambler's Top100